Съемочная группа передачи Первого канала «Армейский магазин» провела четыре дня на острове Афродиты, чтобы подготовить репортаж о кипрской армии. Ведущий программы подполковник Александр Ильин пришел к выводу, что Национальная гвардия Республики Кипр представляет собой весьма профессиональное компактное формирование, в котором нет муштры и надрыва, нет ненавидящих глаз и сжатых до хруста челюстей. Однако это не та армия, которую можно распустить и потом будешь долго собирать. Сиеста не мешает солдатам и офицерам быть в тонусе.

Оксана АВСИТИДИЙСКАЯ

ЦИКЛ «АРМИИ МИРА»

— Почему Кипр?

— В условиях жесткого военно-политического противостояния мы задумали цикл, который называется «Армии мира». Двусмысленное название, но речь идет об армиях, которые больше пекутся о мире, нежели о войне. И Кипр, как нам показалось, — одна из тех стран, с которой мы имеем достаточно сильные духовные и исторические связи, и с которой бы нам хотелось и дальше тесно сотрудничать.

Можно сказать, что Кипр как раз и воплощает собой смысл нашего нового цикла. И поэтому мы решили одну из наших первых программ посвятить кипрской армии, нашему военно-техническому сотрудничеству, духовным и культурным аспектам, всему тому, что нас сплачивает и сближает. Кроме того, Кипр оказался одной из тех стран, которая быстро ответила на наш запрос.

Цикл передач «Армии мира» рождается на ваших глазах. Мы рассказываем об армиях государств, которые, как правило, являются союзниками России. Недавно мы работали в Армении, у нас есть предварительные договоренности с Казахстаном и Таджикистаном. Есть предложения поехать в Китай, Бразилию и другие страны, с которыми у нас заключены союзнические договоры.

Мы никому ничего не хотим навязывать. Но, возможно, передачи цикла про то, как организованы служба, элементы быта и учебы тех или иных подразделений, кому-то покажутся полезными. Не исключаю, что наш опыт также изучают, а потом внедряют в своих армиях то лучшее, что у нас есть. Таким путем происходит укрепление наших связей на международной арене.

— С кем общались в кипрской армии?

— С личным составом: от рядовых до генералов. Мы были здесь четыре дня. Нам сделали очень плотную программу. Конечно, все аспекты нам отразить не удастся, но всё же впечатление об армии у нас сложилось. Мы увидели боевые части, побывали в бронетанковой бригаде, в которой на вооружении стоит российская техника.

ЖАРКО, НО ПОБЛАЖЕК НЕТ

— Что вас удивило?

— В кипрской армии намного меньше жесткого регламента, присущего России. Видимо, это обусловлено историческими и климатическими условиями. Когда я общался с нашими новыми друзьями, всё время ловил себя на мысли: несмотря на то, что я здесь на работе, чувствую себя как на курорте.

Отличная погода, теплое море, доброжелательность киприотов — всё это не может не настраивать на лирический лад. И мы заметили, что в распорядке дня офицеров и солдат предусмотрено время для послеобеденного отдыха. Для нас это необычно, хотя у нас тоже сейчас эти моменты активно внедряются.

Нас также удивила кухня. Мы пообедали в бронетанковой бригаде. Свинина была приготовлена в трех вариантах. В меню огромное количество овощей и свежих фруктов. Но, собственно, чему тут удивляться, если климат располагает к тому, чтобы выращенные плоды сразу же попадали на стол.

Поразили радушие и открытость кипрских военных, а ведь мы побывали в самых закрытых частях. Ошеломило то, что уровень подготовки в спецназе резко контрастирует с тем, что мы могли представить, глядя на то, насколько сильно расслаблено местное население. Мы увидели высочайший уровень подготовки.

Мы сдавали кипрские нормативы. Таня Герасимова спустилась вместе с бойцами спецназа с 30-метровой вышки. Я выполнил упражнения по учебной стрельбе. Меня изумило то, что в условиях 35-градусной жары офицеры и солдаты всё делают спокойно, уверенно и без всяких поблажек, связанных с особенностями жаркого климата.

— Кипрская армия занимает одно из первых мест в рейтинге доверия населения…

— Кипрская армия, как мне показалось, — это плоть от плоти народа. В ней служат все те, кто живет в стране. Государство небольшое, оно находится в постоянной военной опасности. Здесь был конфликт 1974 года, о котором помнят. Армия находится в центре общественного внимания, на нее люди возлагают определенные надежды. Доверяют ей не просто так, а потому что в армии служат сыновья и внуки. Это единая команда, которая беспокоится о том, чтобы всё было хорошо.

Уровень контроля общества за этим институтом достаточно высок. Каждый военнослужащий, как нам объяснили, как минимум два раза в неделю бывает дома. Им разрешают ночевать дома с оружием. В каждой кипрской семье понимают, что происходит в армии. Информацию гражданские люди получают из первых уст. Это доверие, основанное на точной информации, которую киприоты получают от своих ближайших родственников.

ГОД В АРМИИ — МАЛО ИЛИ МНОГО?

— В кипрском обществе ведется дискуссия о сокращении срока службы в армии…

— Я уверен, что все солдаты кипрской армии проголосуют двумя руками «за» сокращение срока службы. Может быть, это правильная идея с учетом того, насколько здесь четкая концепция работы с резервистами, система продуманного взаимодействия армии и общества, что позволяет всё время быть в тонусе. На Кипре не та армия, которую можно распустить и потом будешь долго собирать. Она компактная и всё время находится в состоянии боеготовности.

— Сейчас в российской армии сократился срок службы…

— И численность призывников. На данный момент призываются порядка 150 тысяч человек. Происходит постоянная ротация. Я человек военный и не скажу, что в восторге от такой системы. Я считаю, что год является недостаточным сроком для того, чтобы молодой человек постиг все премудрости военного дела. Но, с другой стороны, некоторым и всей жизни для этого не хватает.

Это дополнительная нагрузка для офицеров, которым приходится несколько месяцев адаптировать солдат к службе, но как только они привыкают, им уже надо увольняться, и приходят следующие. Это такая бесконечная попытка обучения коллектива, который проверить можно на учениях либо в бою.

Но, слава богу, что учения стали проводится чаще. Командиры получают возможность в ходе практических занятий посмотреть, чему они научили. Однако есть все-таки сложные воинские специальности, — это касается флота, ракетных систем, воздушно-космических сил, — где требуется больший срок обучения и где ситуацию решают с помощью контрактников.

ЕСЛИ У СЫНА ДВА ПАСПОРТА…

— Россиян, проживающих на Кипре, интересует вопрос призыва в российскую армию. Когда русская женщина выходит замуж за киприота, то ребенок из смешанной семьи обычно служит в кипрской армии, потому что он постоянно проживает на Кипре. Мамы таких детей задают вопрос: должен ли служить сын в российской армии, если он уже отслужил на Кипре?

— В соответствии с конституцией Российской Федерации служба в армии является обязательной. Молодые люди должны отслужить в армии в течение одного года, если они являются гражданами России. Ситуации, когда молодой человек является гражданином двух стран, рассматриваются в индивидуальном порядке.

Как правило, молодой человек, получивший гражданство другой страны, попадает под пристальное внимание военных комиссариатов. Тут надо разбираться, чтобы это не было формой уклонения от службы в армии. Мы понимаем, что можно отдать своего ребенка другому государству, а потом благополучно проживать в России.

Но все-таки честно и правильно отдать армейский долг там, где ты проживаешь. Есть разные выходы из этой ситуации. Информация для тех, кто переживает: призывной возраст в России ограничивается 27 годами. Если до 27 лет молодой человек не отслужил, то его никто уже не призовет в армию ни под каким видом.

УКЛОНИСТОВ В РОССИИ СТАЛО ГОРАЗДО МЕНЬШЕ

— В кипрском обществе периодически возникает дискуссия об уклонении от службы в армии и о том, как бороться с этим явлением. Насколько остро стоит вопрос борьбы с уклонистами в российской армии?

— Есть множество причин, способствующих резкому уменьшению числа уклонистов. Например, абсолютно логично, что на законодательном уровне закреплены ограничения для граждан по продвижению по карьерной лестнице в органах госвласти, если они не исполнили свой воинский долг. Правильно, что после службы в армии государство поддерживает человека при обучении в самых престижных вузах.

В самих вооруженных силах создана достаточно комфортная обстановка. Солдат служит всего лишь год. Те, кто отслужил, обретают настоящих друзей. Это тот самый год, когда вчерашние подростки становятся самостоятельными людьми, когда они реализовываются в статусе мужчин. Им доверяют самое опасное, что было изобретено человечеством, — оружие.

В армии молодые люди учатся использовать свое время рационально. Они узнают цену секунд и минут. Мама и папа этому не научат, потому что слишком сильно любят своих сыновей. В армии есть режим дня, распорядок для всех, а не для тебя одного. Ты встраиваешься в эту систему и учишься вместе со всеми быть мужчиной, что потом тебе очень сильно пригодится.

В армии никто кофе в постель не принесет, тапочки не подаст и не поцелует на ночь. Для многих армия — это серьезное испытание. А если ты оказался на Крайнем Севере или в Тихом океане, то начинаешь по-настоящему ценить родителей, которые о тебе заботились в течение 18 лет. Всё это делает молодого человека настоящим гражданином, ответственным не только за себя, но и за свою страну.

Сегодня армия России перестала пугать родителей. Раньше их можно было понять. В 90-е происходил распад большой страны, командиры вынуждены были выживать, попросту не получая жалованья месяцами, и не было того внимания к армии и военно-воспитательной работе, которое было необходимо. Конечно, на этой почве возникали и неуставные взаимоотношения, или, как у нас говорят, дедовщина.

Но сейчас армия стала более профессиональной, более компактной и должным образом оснащенной. На данный момент решены многие бытовые проблемы. Сегодня практически в каждом подразделении есть стиральные машины, пылесосы, душевые кабины, чайные комнаты, уютные кубрики. Солдаты живут не по 120 человек в одном помещении, а по четыре, по пять, по восемь человек.

Если раньше военкомам предлагали взятки за то, чтобы освободить детей от армии, то сейчас некоторые родители предлагают деньги, чтобы сына забрали в армию на перевоспитание. Молодые люди, у которых есть проблемы со здоровьем, всё равно хотят пройти службу, чтобы их не считали уклонистами. Вот такая тенденция наблюдается в последнее время. И я надеюсь, что она связана с общим позитивным отношением в обществе к нашим вооруженным силам.

— На Кипре уже давно готовится закон, который позволит красить заборы и присматривать за пожилыми людьми в домах престарелых тем, кто не хочет служить в армии. Согласно проекту закона, срок альтернативной службы больше срока службы в Национальной гвардии. Как часто в России молодые люди решают пройти альтернативную службу?

— Такая возможность юридически существует, и некоторые ей пользуются. Срок альтернативной службы больше. Но в России настолько невелик процент тех, кто пользуется возможностью пройти альтернативную службу, что и говорить о них нет никакого смысла. Их меньше одного процента!

Обычно молодые люди проходят альтернативную службу при хосписах и больницах. Те, кто пользуется такой возможностью, предпочитают находиться в тени, не дают интервью и не хотят, чтобы их показывали в нашей передаче. Зачастую такой молодой человек говорит другим, что был танкистом, а не выносил горшки за другими.

ЖЕНЩИНЫ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ, ЧЕМ И ИНТЕРЕСНЫ

— Вам удалось поговорить с киприотками-военнослужащими?

— Мы записывали с ними интервью. Это очень позитивные веселые девушки. Одна рассказала, что служит в спецназе. У нее двое детей, муж работает в полиции. Я спросил, как она находит время на воспитание детей, потому что на службе бывают разные ситуации, и неизвестно, когда вернешься домой. Она сказала, что у нее бывают выходные дни, и этого вполне достаточно. Конечно, ей помогают родители. Чувствуется, что она влюблена в свое дело. Женщина — она же всегда непредсказуема, чем и интересна.

— Как вы вообще относитесь к женщинам в армии?

— Я отношусь к той категории людей, которые приветствуют женщин везде и всюду. Для меня это счастливая возможность хотя бы краем глаза увидеть в суровом мужском организме что-то приятное, радующее глаз и поднимающее настроение.

— Как вы относитесь к обязательной службе в армии для женщин, которая существует, например, в Израиле?

— Мне кажется, это немного тяжеловато для женщин. Но в Израиле особая военно-политическая ситуация как в самой стране, так и вокруг нее. В тех условиях, в которых живет Израиль, это, возможно, правильно. А что касается других стран, где женщины служат в армии, то это их выбор. Почему бы и нет? Некоторым ведь действительно нравится.

В России сейчас запущен процесс гуманизации военной службы. В последние пять-шесть лет ввели более мягкий распорядок дня. Например, военнослужащие срочной службы получили возможность отдыхать после обеда, даже спать, что было немыслимо в советское время. Убрали многочисленные занятия строевой подготовкой, где-то отменили передвижение строем, ввели более удобную форму одежды, отказались от сапог и портянок, отдали питание на аутсорсинг.

Казарма перестала быть казармой в том смысле, в котором она особенно ярко фигурировала в Пруссии, с коей Россия долгое время брала пример. Было время, когда в русской армии просто насаждали прусские порядки. Они во многом дошли до XX и даже XXI века. Процесс гуманизации, наверно, был необходим. Именно он позволил большому числу женщин прийти в армию и спокойно служить — без риска получить кровавые мозоли и быть жертвой насилия.

ЮМОР ИЗБАВЛЯЕТ АРМИЮ ОТ ОБРАЗА МОНСТРА

— Передача «Армейский магазин» существует уже много лет. То, что ее отличало тогда, когда я ее еще застала, живя в России, — это юмор…

— Мы пытаемся его сохранить. Есть знаменитая фраза «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется». Армия — жесткий институт государства, где каждый молодой человек ежедневно рискует жизнью. Там люди находятся в состоянии постоянной готовности отдать жизнь за родину. И это нормальное состояние любого солдата и офицера. Поэтому в условиях неимоверного напряжения без шутки солдатской, без юмора, мне кажется, выжить сложно.

Программе уже 21 год. Когда она родилась в 1994-м, это был сложный период в жизни страны: офицерам не платили зарплаты, матери боялись отдавать детей в армию. Да и средства массовой информации зачастую поливали армию грязью. Всё это провоцировало отток желающих служить в армии.

Одна из целей нашей программы — информационно развлекать. «Армейский магазин» не только информирует о том, что происходит в вооруженных силах, но и делает это с долей иронии, которая, как мне кажется, вызывает большую степень доверия. В передаче есть юмор, который помогает армии избавляться от навязанного ей образа монстра.

Надеюсь, что есть вклад и нашей передачи в том, что армия обрела человеческое лицо. Мы не просто рассказываем о том, что происходит в вооруженных силах или на стыке армии и общества. Мы стараемся инициировать процессы, которые помогают возмутить — в хорошем смысле этого слова — социальную среду. И делаем это с помощью звезд, с помощью узнаваемых в медийном пространстве людей.

Мы не просто записываем интервью с артистом у него в офисе или на концерте, мы обязательно вытаскиваем его в воинскую среду и просим дать бесплатный концерт, пообщаться с военнослужащими. Звезды проводили в частях много часов и возвращались с абсолютно другим впечатлением о нашей армии.

Мы организовывали публичные проводы в армию и проводили конкурсы среди молодых офицеров. В 1996-1997 годах мы организовали конкурс красоты для женщин в погонах, и это событие вошло в тройку новостей из России, которые транслировали международные агентства. На тот момент эта была своеобразная форма поддержки силовых структур, привлечения к ним внимания, в том числе и к их проблемам.

За годы существования передачи было множество проектов. Это даже вылилось в социальный проект «Первый в армии», когда ведущие Первого канала вместе со звездами, — а мы приглашали самых ярких представителей эстрады, кино, спорта, — в один из дней года приезжали всей командой в отделенный гарнизон и проводили там целый день вместе с военнослужащими.

Мы делали шоу для солдат и офицеров, а они нам показывали, что умеют делать сами. Мы выходили в море на кораблях, мы вместе выезжали на полигоны, на стрельбища, в самые отдаленные уголки страны. Мы были в семьях военнослужащих, мы вручали ключи от квартир, были на новосельях, на свадьбах офицеров. Много всего было, и я уверен, что в войсках об этом вспоминают с любовью и благодарностью, потому что для каждого отдаленного гарнизона такой визит является…

— Событием года?

— А для некоторых, может, и событием всей жизни. Этой идее почти 20 лет, мы организуем визиты с 1997 года. И до сих пор нас везде ждут, всюду приглашают. Но мы просто не может ответить на все приглашения чисто физически.

НАЦГВАРДИЯ: ЛЕГКАЯ, НЕПРИНУЖДЕННАЯ, ВЕСЕЛАЯ

— Какие армии мира стоят особняком?

— Для меня на первом месте, конечно, стоит армия обороны Израиля. Степень мобилизационной готовности в ней наивысшая. Высокому уровню боеготовности способствует высокая степень понимания каждого гражданина военной опасности. Сегодня израильская армия представляет собой идеальную военную машину. И это, по сути дела, форма выживания страны. Если они позволят себе расслабиться, то их будут ждать большие неприятности.

По объемам финансирования, численности, вооружению, сегодня в мире на первом месте, безусловно, стоит американская армия. Но я уверен, что армия США — как тот динозавр, который вымер, потому что его нервная система была устроена таким образом, что когда он щипал травку, ему могли есть хвост. А он этого не понимал, потому что сигнал в мозг доходил слишком поздно. Американская армия — версия такого динозавра. Когда-нибудь с ней что-то подобное произойдет.

А вот армия Кипра — это такое счастливое сочетание необходимости и достаточности. С одной стороны, в воинских частях высокая, как нам показалась, степень боеготовности. С другой стороны, это всё реализовывается без надрыва, с присущей средиземноморскому климату легкостью в поведении людей и в их отношении к жизни. Наверно, не стоит с выпученными глазами до хрипоты в горле постигать азы армейской премудрости. Это может получаться с большей легкостью, если есть талант командиров донести до подчиненных суть в более легкой форме в более короткие сроки.

Я рад, что познакомился с этим замечательным народом. Я впервые на Кипре, и у меня такое впечатление, что здесь все улыбаются, у всех хорошее настроение. И армия здесь такая же легкая, непринужденная, веселая. Я не верю, что от этой страны может исходить агрессия. Здесь нет ненавидящих глаз и сжатых до хруста челюстей. Здесь всё делается спокойно, размеренно, в соответствии с традициями средиземноморской культуры, в том числе это касается и сиесты. Мне кажется, здесь она так же свята, как и устав.

— Когда ждать передачу о кипрской армии в «Армейском магазине»?

— Сейчас у нас начинается сезон отпусков. Поэтому мы выпустим ее в сентябре. Мы позвоним и предупредим, когда она будет в эфире.

Редакция выражает благодарность за помощь организации интервью вице-президенту компании Consulco International Михаилу Соболеву

***

Поразили радушие и открытость кипрских военных, а ведь мы побывали в самых закрытых частях. Ошеломило то, что уровень подготовки в спецназе резко контрастирует с тем, что мы могли представить, глядя на то, насколько сильно расслаблено местное население.

В армии никто кофе в постель не принесет, тапочки не подаст и не поцелует на ночь. Но если раньше военкомам в России предлагали взятки за то, чтобы освободить детей от армии, то сейчас некоторые родители предлагают деньги, чтобы сына забрали в армию на перевоспитание.