Черток Борис Евсеевич (01.03.1912 – 14.12.2011 г.)  - советский учёный в области систем управления летательных аппаратов, член-корреспондент АН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1961). После окончания в 1940 Московского энергетического института работал в ряде НИИ и КБ. С 1947 преподаёт в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана (с 1966 профессор). Основные труды по автоматике, системам управления летательных аппаратов, комплексам больших систем. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1976). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями.

(полный текст интервью) - Вопрос

- Значит, если вы уже представляете, что такое ракета ФАУ-2, то надо сказать, что система управления, которая была разработана, теоретически обеспечивала ошибки по дальности порядка плюс, минус 10 километров и рассеивание в боковом направлении порядка плюс, минус 5 километров. Но это теория на практике, так как серийное, вернее даже массовое производство приборов управления было организовано с использованием рабского труда заключенных, которые туда вносили умышленно иногда, иногда просто в связи с отсутствием, отсутствием соответствующей подготовки и недостаточно высокой культурой производства, неисправности. Было очень много отказов, и, фактически рассеивание было значительно больше, и достигало по обоим направлениям примерно плюс, минус вот за те километры. Поэтому стрелять с территории Германии по Лондону, а фактически они стреляли даже не с территории Германии, а с территории оккупированной Франции, Бельгии, с побережья Ламанша можно было безошибочно, потому что Лондон представлял собой такую цель, по которой очень легко промахнуться. Но дело было даже не в рассеивании, а в том, что многие ракеты ФАУ-2, просто не долетали, как мы говорили потом, при наших полигонных испытаниях, шли за бугор. Ибо надёжность в целом всей системы управления, разработанной, надо сказать теоретически, даже с современных позиций достаточно грамотно, надежность была, надо сказать, невысокой вследствие её ненадёжного технического исполнения. Но и то, надо отдать должное разработчикам, всё таки именно они сумели разработать впервые систему управления баллистической ракетой дальнего действия, как и всю систему управления ракетой ФАУ-2, разрабатывать надо было в тесном взаимодействии с конструкцией ракеты, с ее аэродинамическими качествами, с аэродинамикой в среде баллистического полёта. Они сделали то, чего не смогли сделать во время Второй Мировой войны, мы ракетчики и инженеры Советского Союза, они американцы, которые в технологическом отношении и в отношении разработок всякого рода электротехнических устройств надо сказать ушли гораздо дальше нашего, в этом смысле приоритет принадлежит конечно разработчикам баллистических ракет дальнего действия Германии, которые разрабатывали эту систему с основной главной целью – создать оружие возмездия в надежде, что массовое применение таких ракет по Англии, по Лондону в частности, приведет, в конечном счете, к тому, что англичане, которые сумели отразить воздушные атаки немецких люфтваффе, поднимут руки к верху и сдадутся на милость победителя. Во всяком случае, немцы рассчитывали таким массовым применением ракетного обстрела Лондона и всей Англии задержать открытие второго фронта.

-Вопрос

- Когда закончилась война, когда Германия капитулировала, то основное количество разработчиков этого оружия ракетного частично добровольно, частично по принуждению были взяты в плен американскими войсками и эвакуированы в Соединенные Штаты во главе с руководителями разработки – Главным конструктором Вагнером фон Брауном и организатором всех этих работ генералом Дорнбергером. В конечном счете, они в Соединенных Штатах составили   ту группу, то идеологическое ядро, которая разработало знаменитую ракету Сатурн-5, обеспечивающую американцам высадку пилотируемой экспедиции на Луну и благополучное возвращение на Землю, но это произошло уже в шестьдесят девятом году. А систему управления ФАУ-2 они разработали в начале сороковых годов. Мы, когда начали изучать немецкую технику в самой Германии, не получили достаточного количества немецких специалистов, которые нам в этом деле помогали, поэтому впервые удалось, нарушая все международные соглашения запрещавшие Германии  создавать какие либо организации восстанавливающие систему вооружения, нелегально, так сказать, но с помощью наших военных властей, боевых генералов прошедших от Сталинграда до Тюрингии. Я, в частности, будучи в чине майора, вместе с генералом Исаевым Дмитрием Михайловичем, именем которого сейчас называется двигательная организация в городе Королёве, организовали совместное советско-германское предприятие, которое назвали институтом РАБЭ.

Основной задачей этого предприятия было – реконструкция,    воссоздание систем управления ракетой ФАУ-2, но мы про себя при этом считали, что надо не только воссоздавать, но и реконструировать, усовершенствовать и как можно скорее использовать немецкие достижения на благо своей отечественной техники. Что мы и сделали, и надо сказать, что с полигона Капустин Яр мы осуществили первый пуск на территории Советского Союза баллистической ракеты дальнего действия, это произошло 18 октября

На месте старта этой ракеты сейчас стоит памятник в виде ракеты, ракеты такого же типа как ФАУ-2, но изготовленной полностью из наших отечественных материалов, то через год действительно из наших отечественных материалов мы смогли уже с нашей отечественной системой управления осуществить пуски баллистической управляемой ракеты дальнего действия. С этого началась, так сказать, история разработок систем управления у нас. Но система управления является одной из главных составных частей ракеты, об этом можно судить хотя бы по составу Совета главных конструкторов, который организовал Сергей Павлович Королёв. Это была его великолепная инициатива – Совет главных конструкторов – организация, созданная не правительством и не указаниями сверху, а именно по его инициативе и состоял из шести человек, председателем добровольно был избран, как главный конструктор ракеты  в целом, системы ракеты в целом Сергей Павлович Королёв. Второй главной составляющей частью ракеты была двигательная установка и в совет входил главный конструктор этой двигательной установки Валентин Петрович Глушко, а дальше шёл состав из трёх важных конструкторов  Николай Алекеевич Пилюгин, Михаил Сергеевич Рязанский и Виктор Иванович Кузнецов. Все трое в сумме занимались созданием систем управления ракетами, каждый разрабатывал свою часть. И шестым членом совета был Сергей Павлович Бармин, который обеспечивал ракету всем необходимым наземным заправочным, транспортным и другим оборудованием, так вот три главных конструктора распредели между собой работу по созданию системы управлении таким образом, что Виктор Иванович Кузнецов разрабатывал верхнюю часть системы управления – командные приборы. Николай Алексеевич Пилюгин разрабатывал в целом систему с точки зрения обеспечения её устойчивости, то есть, как мы сегодня говорим, ориентацию и навигацию ракеты, усилители преобразователи, кабельную сеть, выбор параметров управления и практически в какой-то мере отвечал за надежность всей системы в целом. Но, Михаил Сергеевич Рязанский изобретал, вернее, разрабатывал радиосистему контроля полёта и коррекции автономной системы управления радиосредствами.

- Вопрос

- Ну, для нас, для нашей промышленности, для нашего опыта, конечно, разработка эта была новым делом с точки зрения культуры производства и овладения теми тонкими, как сегодня говорят, технологиями, которые были необходимы. Поэтому, как только мы начали заниматься освоением этой техники, пуском, мы сразу нарывались на нештатные ситуации, ракеты летали совсем не туда, куда им предназначалось, но дальность полёта ФАУ-2 также как нашей ракеты Р-1, являвшейся по существу отечественной копией ФАУ-2 была порядка 250, ну максимум до 300-от километров.

- Вопрос

- Ну, немцы, англичане, английская разведка убедилась в том, что производство ракет, их разработка ведутся в центре Пенемюнде, это был крупнейший, даже по современным представлениям научно-исследовательский центр, по всему комплексу разработки и создания ракетной техники. К сожалению, разведка и английская, и наша в деталях не представляла, что твориться в этом центре Пенемюнде на берегу Балтийского моря, это не смотря на то, что к началу 44 года в Германии ракетной техникой в сумме занималось более 200-от тысяч человек. А разведки наши не могли составить ясного представления о действительных масштабах этих работ, но когда наконец одна из английских дешифровщиков аэросъёмки вдруг обнаружила сигарообразное тело, то значит доложило своему руководству английскому. Английские разведчики начали усиленно вести аэрофотосъёмку Пенемюнде, они, значит, испугались, и тогда началась массированная бомбежка района Пенемюнде.

Для того чтобы резервировать себе полигоны для испытания ракеты, немцы организовали такой полигон в районе Дембица Польши, так называемый, мы об этом  не знали, а польские партизаны сообразили, связались с английской разведкой, и там работал президент английской разведки, который засекал все пуски ракет на этом полигоне на территории Польши. Ну, и наше действительное знакомство с ракетной военной техникой началось с обращения Черчилля к Сталину в июле 1944 года, когда Черчилль попросил Сталина: «Ваши победоносные войска вскоре займут  территорию Польши на которой находится немецкий ракетный полигон, просьба допустить нас англичан к обследованию этого полигона, нам необходимо разыскать остатки того, что немцы не успеют уничтожить, для нас очень важно представить себе что собой представляет это новое немецкое секретное оружие, потому что оно возможно в ближайшее время будет применено против нас. Ну, конечно, Сталин дал необходимые команды и не только англичане, но и мы были допущены к обследованию того, что было на этом полигоне. Ну, в частности мы с Пилюгиным, как только получили возможность, у нас в Москве полные добра остатки приборов, которые там были собраны английскими представителями для пересылки в Лондон через Москву, получили ночью неожиданно задание явиться в Хорошовские казармы, где были ящики с этим драгоценным добром, вскрыть, и попытаться разобраться. Мы с Пилюгиным там всю ночь проработали с отверткой и пассатижами, стараясь не разрушить английских завязок упаковки с тем, чтобы разобраться, что же такое англичане смогли найти в качестве остатков приборов. Многое, надо сказать, мы поняли, затем тщательно упаковали и весь этот груз в конце-концов был благополучно, потом отправлен в Лондон. И вот англичане после нас разбирались в этих деталях, и потом, много лет спустя, когда мы встречались и с американцами,  и с английскими специалистами мы убедились, что мы в 44 году во время войны вместе с Николай Александровичем Пилюгиным, Михаил Сергеевичем Рязанским и их специалистами, нашими специалистами сумели разгадать, в чём состоит техническое существо системы управления ракетой ФАУ-2 раньше, чем это сделали англичане и американцы.

-Вопрос

- Значит, что касается немецких специалистов, то надо сказать, что работавших под руководством фон Брауна в Пенемюнде нам удалось достать очень немного. Основным из них был Гельмут Греттруп, которого мы, надо сказать, не очень законными способами перетащили с американской зоны оккупации в советскую зону оккупации. Ну, он перешёл к нам добровольно, но это было нелегально со стороны поведения наших оккупационных войск, потому что наши оккупационные власти не имели права перетаскивать специалиста с территории оккупационной, которую занимали американцы, действовали уже Потсдамские и прочие соглашения на высшем уровне. Тем не менее, он с семьёй перешел к нам, он занимал ведущую роль в разработке системы управления  в Пенемюнде и, надо сказать, что его рассказы оказали… и работы, которые он проводил, написав всю историю систем управления, конечно, оказали нам помощь как информация наших уже отечественных разработок. То есть нам надо было начинать не с нуля, а с некой стартовой площадки, которую изобрели немцы. Вот, мы, начиная с этой стартовой площадки, начали разработки своих систем управления. Ну, и конечно на этом пути терпели много трудностей, неприятностей, даже таких, которых не было у немцев. Ну, допустим, значит, я отвечал за разработку рулевых машин, которые должны были управлять поворотом газоструйных рулей, выполнявших команду от  гироприборов, разработанных Виктором Ивановичем Кузнецовым, усилителя преобразователя, которого разрабатывал Николай Алексеевич Пилюгин, и, наконец, команда доходила до рулевых машин, разработанных мною с товарищами. Рулевые машины поворачивали газоструйные рули, отклонявшие струю двигателя. Ну, и вот, в частности, когда мы разработали свою собственную ракету Р-11, так называемую тактическую ракету, на дальность немного меньше чем ракета Р-1, то есть бывшая ФАУ-2 и начали её испытания, на которых присутствовал будущий Главнокомандующий ракетными войсками  стратегического назначения маршал Неделин.

Мы так спокойно, недалеко от старта в Купустином Яре, мы даже не прятались в укрытия, потому что привыкли к более менее благополучным стартам ракет Р-1, при первом же старте ракета Р-11 полетела не по той трассе, которая бывает предназначена, а прямо на нас, собравшихся наблюдателей и в том числе во главе с маршалом Неделиным. Но он не растерялся, громко скомандовал: «Ложись!» Все попрыгали кто куда, ракета упала очень недалеко, её взрыв обсыпал нас землёй, но никто не пострадал. Когда мы стали разбираться в чем же дело, оказывается мы не учитывали такого явления как резонансное явление, вследствие вибрации, которую развивали двигатели ракеты на конструкцию очень миниатюрного прецизионного реле, управлявшего гидравликой рулевой машины, наступал резонанс, управляющая струна лопалась, рулевая машина переставала управлять рулями и ракета летела куда ей, как говориться, бог прикажет. Вот таких неприятностей у нас было много и при последующих работах, когда мы только, только учились культуре проектирования, производства, отработки и испытаний.

- Вопрос

- Ну, значит, когда мы эвакуировали не совсем добровольно немецких специалистов, работавших с нами в Германии в институте РАБЕ, а  потом уже в более крупном институте Маргаузен, РАБЕ возглавлял я, а Маргаузен возглавлял генерал Гайдуков  как начальник института, и Сергей Павлович Королёв как главный инженер. Ну, значит, привезли в Советский Союз большое количество немецких специалистов по всем профилям, и весь комплекс специалистов, попавших в наше ведомство, ведомство, которому подчинялся наш головной институт НИИ-88, ныне являющийся родоначальником нынешнего головного института Роскосмоса ЦНИИмаш и Ракетно-космической корпорации «Энергия», вот из этого НИИ-88 выросли две современные организации. Так вот в НИИ-88 была перевезена группа немцев, которым поручалось проектирование и разработка всей ракеты в целом, будущих ракет, не просто воспроизводство немецких ракет, как своих. И их поселили всех на острове Городомля на озере Селигер, образовали там своего рода филиал научно-исследовательского института НИИ-88. Их было значит там свыше двухсот человек, там же работали с ними вместе и наши советские специалисты. Ну, а часть специалистов, узких специалистов по системе управления, она работала в филиале НИИ-885, где работали Рязанский и Пилюгин. Некоторых гироскопических специалистов отправили в Ленинград и там они работали в гироскопических организациях непосредственно в самом городе.

- Вопрос

- Значит, идея осуществления современных ракет, которую мы начали уже реализовывать, начиная с ракеты Р-2, это  ракета на дальность 600 километров примерно, гораздо больше чем Р-1 и дольше чем ФАУ-2, уже начала капитально, так сказать, от предыдущей тем, что с неё мы начали реализовывать идею несущих баков и отделяющейся головной части. Я бы сказал, что отделение головной части это более революционное решение, чем просто несущие баки. Так это идея не новая, она была еще в Германии высказана, сейчас персонально назвать автора я затрудняюсь, потому что есть данные что впервые её высказывал один из пионеров ракетной техники Оберт Герман, который работал в Германии и когда Оберта, уже много много лет спустя мы пригласили в Москву, он приехал к нам как гость, мы его возили, кстати, на родину Циолковского, имели с ним долгие встречи. Историю жизни и деятельности Оберта в виде монографии написал академик Роушенбах, её можно было с интересом прочитать. Так вот, он был насильно привезен немцами в Пенемюнде, и он консультировал фон Брауна, и он тоже высказал идею и о несущих баках, и о том, зачем всю ракету пускать по цели, лучше отделять головную часть, но ему прямо сказали, сейчас война, сейчас вносить эти изменения некогда, и не лезьте в общем то со своими идеями. Но затем, эта же идея про несущие баки и отделение головной части высказывалась уже когда мы работали в Германии. Впервые я её хорошо, так сказать, прочувствовал от Василия Павловича Мишина, будущего первого заместителя Сергея Павловича Королёва. Ну, она была сразу реализована, как только нам приказали, и мы сами начали работать своей уже разработкой над ракетой Р-2. Впервые на ней был реализован первый несущий бак и отделяющаяся головная часть. Эту идею лучше показать, почему и как на доске…

-Вопрос

- Ну, что касается отношений Королёва и Греттрупа, то должен признаться, что Корлёв тогда еще не знал своей дальнейшей судьбы, он еще не был назанчен Генеральным конструктором, он был только заместителем Гайдукова по институту Маргаузен. Греттруп подчинялся непосредственно мне, поскольку он ведал системами управления, а я был руководителем института РАБЭ, отвечавшего за реконструкцию систем управления. У Королёва с Греттрупом, прямо скажу, тёплых отношений не было ни в Германии, ни после того как Греттруп приехал в Советский Союз, поселился на острове Городомля. Потому, что Греттруп руководством нашего министерства вооружения был назначен главным конструктором немецкого конструкторского бюро, которое находилось на Селигере, и они выступали со своими предложениями по разработке системы управления и ракеты в целом, существенно отличными от линии, которую проводил Сергей Павлович Королёв.

- Вопрос

- Ну, значит, тут они предлагали новую ракету в целом, где они вносили очень большие изменения и в двигательную установку, не только в систему управления. И существенно упрощали и систему управления, но при этом делали основную ставку с точки зрения точности на радиосистему управления. Автономная система управления, которую они предлагали, в принципе не могла обеспечить высокой точности. Но вот за счет облегчения в целом всей как мы говорим автономной системы управления и переносом всей тяжести управления на землю на радиосистемы наземные, учитывая, что они как бы стреляли ракетой внутрь радиолуча и шли внутри этого радиолуча, который обеспечивал навигацию, точное выключение двигателя. Они рассчитывали получить, и теоретически они это показали, и даже промоделировали, значительно более высокую точность и уменьшение веса всей системы управления. Всё было так, но это противоречило требованиям военных, которые справедливо не хотели вообще иметь радиочасти в управлении ракетами, как сточки зрения того, что радиосистему можно заглушить помехами, так и потому, что надо таскать вокруг ракеты очень далеко расположенные наземные станции радиоуправления. Ну, в конечном счете, эта и целый ряд других факторов, о которых сейчас долго рассказывать, проекты немцев реализации не получили и в период с 50-ого по 53-ий год их всех мирно отправили домой в Германию.

- Вопрос

- Случай, не имеющий отношения к системе управления, косвенно верней. Значит, мы готовили к пуску очередную ракету Р-1 на сорок восьмой год, ракета уже целиком из наших материалов, мы более менее научились её и заправлять и пускать. Готовим к пуску, погода плохая, хороших радиолокационных средств сопровождения нет, затянули, в это время отказывает один из приборов гидроприборов, разработки Виктора Ивановича Кузнецова. Пока меняли, стемнело, отложили пуск ракеты на утро следующего дня, ну, поехали, жили мы в Капустином Яре тогда в вагонах спецпоезда, который построили в Германии, впрочем, великолепное было сооружение этот спецпоезд. Дай бог сегодня такой соорудить. Утром приезжаем на стартовую позицию, запах спирта стоит невыносимый, люди ничего не употребив, так сказать, начинают качаться от одной атмосферы. Дошли до ракеты, а спирт мы подкрашивали марганцовкой с тем, чтобы обмануть желающих, говорили, что это яд. Внизу, под стартовым столом лужа «голубого Дуная» страшного, стали искать отчего и почему вытек спирт из бака который, был заправлен «голубым Дунаем», то есть спиртом крепости порядка 89 градусов, почти 90. Стали допрашивать часового, который там стоял всю ночь. Часовой, значит, сказал, что ночью мне показалось, что кто-то такой подходит, я крикнул «Стой, кто идет!», непонятно кто откликнулся, и я для острастки выстрелил, а пуля попала в бак, пробили бак. Ну, надо сказать, что спирт, хоть и пролили его очень много, почти не пропал задарма…

- вопрос

- Ну, конечно, было дело, Министерство обороны и наше Министерство вооружений было заинтересовано в том, чтобы приобщить боевых генералов к этому новому виду оружия. Уже начинались формироваться специальные части, но были части особого назначения, скажем, бригада особого назначения, возглавлял замечательный интеллигентнейший генерал Тверецкий. Он готовил военных специалистов, которые должны были эксплуатировать и в случае чего, значит, уже без нас, на свой страх и риск, обеспечивать пуски боевых ракет с боевым зарядом, ну, тогда еще не было атомных зарядов, но хотя бы одна тонна взрывчатки это коечто. И решили, военное командование решило, приобщать к этой технике и общевойсковых генералов. Вот как то пригласили на первый пуск, на один из первых пусков ракеты Р-1 несколько боевых генералов, один позднее, глядя как мы, значит, заправляем тоннами спирта эту ракету с такой тоской сказал: «Ну, что вы делаете, вы дайте этот спирт моей дивизии, она любой город в прах разнесет, а ваша ракета это все равно, что однотонная бомба, которую можно сбросить с самолёта и ничего страшного». Вот так пришлось, значит, преодолевать консерватизм военных, но не всех было очень много настоящих военных, особенно в Германии, которые оказали нам вопреки раздору между ведомствами великую поддержку в первые же дни после капитуляции Германии, когда мы решили не крушить и не вывозить, не глядя  немецкую технику, а восстанавливать её там, вот в таких же организациях как институт РАБЭ, который мне удалось организовать.

- Вопрос

- Без помощи боевых генералов я бы этого не сделал, они брали, надо сказать, большой риск на себя, нарушая международные соглашения.

- Вопрос

- Ну, значит, мы восстанавливали это на территории Германии, по одной такой причине, что в Москве в Советской России, в Советском Союзе разрушенном, истощенном войной в те времена, организовать подобную научно-исследовательскую и производственную базу было просто практически невозможно, очень трудно. Ведь вы посмотрите, какие были разрушения везде произведены и в каком состоянии находилась вся наша промышленность. Все, даже самые высокие руководители, жили на карточной системе. Одним словом, условий для создания подобного, подобной организации, которую мы создали на территории не разрушенной войной Тюрингии, которая практически совершенно не пострадала от военных действий, было гораздо проще, чем создавать это на территории Советского Союза.

- Вопрос

- Ну, никаких  сумасшедших денег не платили, немецким специалистам платили зарплату даже выше, чем нашим, для того, чтобы привлечь как можно больше немецких специалистов, но надо сказать, что невзирая на все разрушения, которые приносили Германии воздушные бомбардировки союзников и наши, многие, даже большинство заводов занимавшихся самыми высокими военными  технологиями не были в Германии разрушены. Скажем, заводы Цейса в Йене не были разрушены, они нам делали гироскопические приборы системы управления для ракеты, так. Тот же подземный завод, который выпускал по тридцать ракет ФАУ-2 в сутки, усилиями, в том числе и наших пленных и заключенных, работавших в страшнейших условиях. За малейшую провинность их тут же на заводе под землей вешали и потом сжигали в крематории, находившемся на поверхности рядом с заводом лагеря Доро. Это отдельная страшная повесть, которая написана, правда и книги отдельные… Международные комиссии занимались расследованием этих военных преступлений, но это отдельный разговор. Но даже этот завод был разрушен гораздо больше американцами, которые заняв эту территорию, вывезли все что могли. Но отнюдь не бомбардировками союзников. Да, мы уже после американцев подбирали там остатки. Но, надо сказать, что американцы не успели все утащить, в частности базу огневых испытаний двигателей в Лейстейне они совершенно не тронули. И нам досталось около сотни готовых к использованию двигателей ракет ФАУ-2. Я даже не могу объяснить, почему американцы не тронули эту высокоорганизованную  базу для огневых испытаний двигателей. Мы забрали эти двигатели, все их привезли в Советский Союз.

- Вопрос

- Ну, некогда им было, они обязаны были освободить территорию по Потсдамскому соглашению, а наши оккупационные войска в июне 45-го года эту территорию заняли. И уже освоение техники огневых испытаний двигателей очень хорошо там дальше совершенствовал Валентин Петрович Глушко, Арвид Владимирович Павлов, также Алексей Михайлович Исаев. Этим там занимались.

- Вопрос

- Они что смогли, вывезли, немцев специалистов вывезли, поместили их на своей базе «Белый песок» в Америке, что тут американцы допустили определенные, я считаю, плохую организацию работ по восстановлению той же немецкой техники, значит, они просто занимались тем, что продолжали пускать немецкие ракеты, очень медленно вели свои отечественные разработки. И, кроме того, в отличие от нас, у которых все было сконцентрировано в единых руках, было единое головное министерство вооружения, которое занималось организацией всей ракетной техники по созданию ракет дальнего действия, единый головной институт НИИ_88. В нем  в этом институте была организация во главе с Сергеем Павловичем Королёвым, которая вела эту  технику так сказать и организовывала всё и совет главных конструкторов. У них всё было расписано по армии, военно-воздушным силам, военно-морским силам и каждый из этих военных сил, так сказать, хотела сама заниматься и сама создавать свою ракетную технику, ракетные системы. Поэтому первое время у них появились собственные системы совершенно не пригодные для эксплуатации и, как известно, по этой же причине отсутствия единой организации и единого руководства мы опередили их с точки зрения создания межконтинентальной ракеты и запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Вот, после того как они увидели, как они отстали, они собрались, так сказать, как следует и создали у себя мощную организацию в виде НАСО.

- Вопрос

-  Ну, это было, значит, при пуске первых ракет значит ФАУ-2 из  Капустина Яра, когда пуски мы осуществляли вместе с немцами, которых привезли из Германии. У нас ракета полетела нормально, но не туда, куда полагалось. Вот, докладывают баллистики, которые следили за пуском ракеты: «Ракета ушла в сторону Саратова» Один из членов государственной комиссии, которая руководила испытаниями, а это был заместитель Берии, генерал Серов, обращаясь к нам конструкторам, участникам пуска, а я в частности  вместе с Пелюгиным и с другими, с Сергей Павловичем Королёвым сидели в бронемашине и реально осуществляли этот пуск. Обращаясь к нам как будто мы значит уже заведомо виноваты: «Вы понимаете, что с вами будет, если ракета дойдёт до Саратова?» Но мы были абсолютно спокойны и сказали, да, мы понимаем, мы были абсолютно уверены в том, что она туда к сожалению не дойдёт, потому что до Саратова столько километров, которые она преодолеть не сумеет. Ну, а потом один из членов государственной комиссии – министр вооружений Дмитрий Фёдорович Устинов вызывает двух ученых немцев, которые участвовали  в подготовке этой ракеты, кстати доктор Магнус, я вот ездил на его 90-летие в Германию, но к сожалению не встретился с ним, он долго болел, и доктор ХОХ, который затем участвовал в разработке систем управления наших зенитных ракет в другом месте… Министр Устинов Дмитрий Фёдорович пригласил этих двух ученых немцев и говорит «Ракета ваша, объясните почему она летает не туда.» И они занялись этим делом может быть как не занимались никогда, в наших вагонах спецпоезда были отличные лаборатории, вместе с нами ночь проработали, нашли причину, причина была в неустойчивости гироскопов Виктора Ивановича Кузнецова, у них от вибрации, так сказать, при съёме показаний с потенцометра, так называемая, мохавапка вибрировала, создавала помехи и глушила полезный сигнал. Они предложили поставить фильтр. За ночь фильтр изготовили, поставили на ракету и следующий пуск был с точки зрения системы управления нормальным.

-Вопрос

- Нет, что касается гиростабилизировнной платформы,  которую мы нашли в Германии, то мы её впервые в лёт никуда не поставили, а у Виктора Ивановича Кузнецова в его КБ начали разработку своей конструкции гиростабилизированной платформы. Она вовсе не являлась копией немецкой, а воспроизводила по существу только принципы. Но принципы были всем известны, но технология изготовления конструкции были очень сложными и требовали очень больших и интеллектуальных, и производственных вложений. Впервые такая платформа была разработана для нашей ракеты Р-2 на дальность 600  километров и при первом же пуске Р-2, куда мы поставили эту гироплатформу, вместо обычных приборов горизонто-вертикант, которые мы до этого пользовались, под действием вибраций, которые на нее влияли, оказалась не работоспособной. Но, повлияло еще и то что мы расположили приборную секцию этой платформы, поспешили может быть, непосредственно не подальше от двигателя – наверху, а вблизи двигателя – в межбаковом пространстве, куда интенсивность вибрации от двигателя доходила с большими амплитудами, чем до верхней части под головной, под боевой головкой. Пришлось от этого отказаться, как не больно было, и переделать всю ракету и алюминиевый хвост на стальной. и вместо гироплатформы вернуться к проверенному принципу двух гироблоков: горизонта и вертиканта. К идее гироплатформы потом вернулись и сегодня все боевые ракеты используют эту идею, но гироплатформа уже совершенно другой конструкции и по масштабам, и по надежности к ним предъявить какие либо претензии нельзя, потому что они обеспечивают очень высокую точность автономной системы управления без всякой радиокорекции.

- вопрос

- А вот что такое точность гироплатформ я бы вам хотел, значит, привести порядок цифр с какой точностью они должны измерять параметры полёта, ну в частности для то чтобы получить наименьший разброс по дальности мы должны с очень высокой точностью конечную скорость ракеты, которая необходима для поражения цели. Для этого необходимо с очень большой точностью подать команду на выключение двигателя ракеты. Ну, вот, представьте себе, что конечная скорость порядка семи километров в секунду, это семь тысяч метров в секунду или семьсот тысяч сантиметров в секунду, так, я не ошибаюсь. И вот эту скорость семьсот тысяч сантиметров в секунду надо измерять с ошибкой меньше одного сантиметра в секунду, для того чтобы обеспечить нужную дальность. И сегодня автономные системы управления такого порядка точность имеют, могут мерить скорости вот с такой точностью. Это нам и не снилось в те годы, когда мы начинали заниматься ракетной техникой.

- Вопрос

- Ну, значит, когда мы разрабатывали первую межконтинентальную ракету сроки были совершенно сумасшедшие, кроме того на этой ракете была не взрывчатка а водородная бомба, упаси бог уронить такой заряд на свою территорию, что такое водородная бомба наверное все сегодня представляют. Достаточно одной ракеты, чтобы уничтожить большой город, даже многомиллионный, вовсе не надо тысячи ракет, которых немцы пускали по Лондону. Задача была такая – сделать систему как можно более надёжной и никаких рисков по возможности чтобы в системе управления не было, вот почему Сергей Павлович Королёв принял решение на первой серии ракет Р-7 ставить проверенные схемы с двумя гироскопическими приборами, которые были уже промышленностью освоены, ну они были доработаны применительно к условиям ракеты Р-7 межконтинентальной и поэтому в те годы как не пытался Виктор Иваович это предложение реализовать, мы эту  гироплатформу на Р-7 не поставили. Но, должен сказать, к чести нынешних разработчиков, уже в дальнейшем совершенствующих эту ракету, я имею  ввиду ЦСКБ «Прогресс» в городе Самаре, которые ведут сегодня производство ракет «Союз», созданных на базе ракеты Р-7. Сейчас в новой модификации этой ракеты, старушки Р-7, которая начала летать 15 мая 1947 года, они используют гироплатформу в качестве основного командного прибора. И вся система у них будет не такая, какая была в те времена - аналоговая, а уже целиком цифровая в соответствии с достижениями микроэлектронной цифровой техники.

- Вопрос

- Нет, это было другой, после страшной катастрофы Янгеля Р-16, на этой катастрофе погиб маршал Неделин и многие специалисты наши. Это была боевая межконтинентальная ракета, которая должна была прийти на смену ракеты Р-7, как мало пригодной для боевого использования, и она конкурировала и с нашей же межконтинентальной ракетой Р-9, но эта ракета была целиком, по  требованию военных, исполнена только с автономной системой управления, без всякого радиоуправления. И вот на ней Кузнецов реализовал свою идею и тогда он нас пригласил, уже после катастрофы, посмотреть как идет подготовка следующей за катастрофой ракеты. И надо сказать, что в конце концов эта ракета была доведена, была принята на вооружение.

- Вопрос

- Ну, вы что хотите, чтобы я рассказывал о разногласиях Пилюгина и Кузнецова, да было такое. И с Челомеем были. Это были отнюдь не антоганистические противоречия, а чисто технические споры, которые проводили к серьёзным разногласиям, влиявшим уже на принятие на вооружение той или иной модификации. Основные противоречия были, между прочим, не между Пилюгиным и Кузнецовым, а между Янгелем и Челомеем, с точки зрения того, как лучше обеспечивать, будем так громко говорить, уничтожение Америки, какими ракетами. Янгель больше увлекался строительством сверхтяжелых ракет, но его конечной так сказать ракетой, которую доводил уже не он, а после его смерти главный конструктор Уткин,  была знаменитая ракета «Сатана», которую сейчас приспосабливают для пуска гражданских спутников, совсем не боевых и не военных, это действительно страшная ракета. Я понимаю, что НАТО боялось её более чем чего либо, но таких ракет ставить на дежурство в шахтах много, слишком дорого было. Челомей  придерживался доктрины большего количества дешевых и лёгких ракет, и его ракеты УР100 тоже имели преимущество в том смысле, что они были существенно дешевле тяжёлых янгелевских. Потом конструкция шахт, конструкция старта, защита от ракет противника в случае ракетного нападения первыми. Всё это привело к разногласиям так называемой малой гражданской войне, когда раскололись как в гражданскую войну и министерство, которые вело ту и иную разработку и даже Министерство обороны. В обоих министерствах сторонники того и другого направления, и когда дело дошло до совета обороны и вопрос надо было решать в ту или иную пользу и ответственность свалили на Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева. Ну, что бы о нём не говорили, но его положении очень трудно было, конечно выбирать в пользу той или другой доктрины. Он принял тогда очень трудное для промышленности, но мне кажется правильный выход – надо делать и то, и другое, а дальше жизнь покажет, что станется. И так наши ракетные войска стратегического назначения получили на вооружение, и многие годы эксплуатировали, и  сейчас еще эти ракеты стоят на разработке как школы Янгелшколы Челомея. И эти ракеты, этих двух школ и составили наш знаменитый ракетно - ядерный щит, который, скажем, сегодня прямо надо это утверждать, решил ястребов всякой надежды на развязывание Третей мировой войны. Эта система действительно явилась системой сдерживания.

- Вопрос

- Ну, это сгоряча, чего не бывает, ничего там самопроизвольного не было, была  неудачная конструкция ракеты УР-200, которая так и не была принята в действие не для космических задач, ни для военных задач. Но Челомей действительно считал себя, был довольно грамотным специалистом в области теории колебаний. Он и читал лекции, этот курс вел в МГТУ им. Баумана. Вот при подготовке ракеты УР-200 на старт на пусковом столе, при включении рулевых машин от гироприборов, которые были включены, слегка колебались, ракета от ветровых нагрузок колеблется, как известно, немножко. Команды проходили на рулевые машины, рулевые машины начали отслеживать эти колебания, и эти колебания пришли в резонанс с конструкцией всей ракеты Р-200, это было уже неудачно задумано с точки зрения собственной чистоты, ну с кем не бывает. Ракета начала вся трястись от колебаний рулевых машин, которые раскачивали эту ракету. Ну, Челомей возмутился, решил, что это ошибка значит Пилюгина, и тогда сгоряча сказал, что за такие ошибки надо арестовать Пилюгина. Конечно, будь это во времена Ежова, Берии, после таких слов Пилюгину было бы нелегко. Но Пилюгин возмутился, сгоряча сказал, что я с Челомеем работать не буду, но мы его более или менее успокоили, привели в себя. Причину нашли, устранили, одним словом. Такие конфликты и даже похлеще, и пострашней бывали, а что делать при таких больших разработках, при участие в этих работах тысяч специалистов, даже очень грамотных, это бывает. Нет такой гладкой дорожки, по которой можно создавать такие системы.

- вопрос

- Ну, надо сказать, что Королёв с Пилюгиным были очень близки, просто дружили, ну с Кузнецовым может быть в меньшей мере. Но Королёв всегда очень уважительно и чутко относился к своим коллегам по совету главных конструкторов. И для него авторитет всех главных…, ну он с ними считался и никогда не пытался своим авторитетом, властью своего главного конструктора придавить. Он обладал замечательным качеством внимательно выслушивать каждого, внимательно вникать в противоречия, когда существуют между главными, они возникали иногда и довольно серьёзные, и умел находить компромиссное решение, с которым все соглашались.